Шестилетки в школе
«У меня двое сыновей пошли в школу с шести лет. И я знаю, что поступила неправильно. Им бы ещё годик погулять надо было.
С первым получилось, что если бы он не пошёл в «этом» году в первый класс, то учился бы 12 лет, вместо 11. Я его вроде бы как и пожалела, ну а теперь вижу, что зря!
С младшим я всеми силами сопротивлялась. Но мне сказали, что ребёнок здоров и ему надо в школу, иначе в садике в старом не оставят, а направят в садик для детей с отклонениями.
Ну, не ужас? Какой матери хочется этого? И опять я была вынуждена отдать в шесть лет младшего.
Мне его жалко. Да и я не лучший учитель.
Попридумывали программы для детей, что им и поиграть некогда!
Уроков много, и я наседаю на него. Боюсь, что отобью у него охоту учится.
Правильно ли, что шестилетки должны уже учится в школе?»
Наталья, мама 2-х сыновей.
Подобные сомнения терзают сегодня всех думающих родителей.
…Двадцать пять лет назад харьковских шестилеток уже пробовали усадить за школьные парты. Тогда это называлось «эксперимент». Я как раз училась в пединституте и часто бывала в разных школах Харькова и области. Во многих школах было одновременно по два первых класса: шестилеток и семилеток. Дети в этих классах учились по разным программам. У шестилеток был свой особый режим, приближенный к детсадовскому. Уроки длились по 30 минут, а не по 45 и проводились в игровой форме; домашних заданий не задавали, отметок не ставили. В группах продленного дня ребята играли, гуляли, отдыхали на раскладушках во время тихого часа. И все-таки, несмотря на все это, эксперимент был закрыт, а начало обучения в школе с 6 лет признано специалистами нецелесообразным.
«Установлено, что функциональные возможности организма школьников, начавших обучение в школе с шести лет, по ряду показателей ниже, чем у школьников, начавших обучение с семи лет. Общая мощность работы, концентрация мышечных усилий при всех нагрузках, выносливость и работоспособность при нагрузках большой и умеренной интенсивности у них достоверно меньше». Л.Букреева, НИИ физиологии детей и подростков, Москва.
Психика ребенка в 6 лет очень сильно отличается от психики 7-летнего. Разительно отличались тетрадки. У большинства шестилеток не получались даже простейшие палочки. А у семилеток получались!
А самое главное – у детей этих возрастов отличается мотивация: семилетки уже хотели учиться, были готовы к этому. А у шестилеток ведущая деятельность – игровая. Поэтому в партах – куколки и машинки, а сосредоточить внимание на буквах и цифрах удается очень ненадолго. Они еще не могут учиться, а только с удовольствием играют в то, что они школьники, ученики.
«…Результаты исследований показали, что функциональная подвижность центральной нервной системы у шестилетних детей ниже, чем у детей семилетнего возраста – максимальный темп движения руки ниже в 2–3 раза, чем у семилеток, а время удержания максимального темпа тоже в 2 раза меньше. Физическая работоспособность детей шестилетнего возраста относительно низка, что характеризует быструю утомляемость центральной нервной системы; выявлено значительное повышение частоты сердечных сокращений в период восстановления, особенно после повторной нагрузки. 20% детей отказались от выполнения повторной нагрузки вследствие значительного утомления». А. Белинова,
Педагогический институт, Одесса
Итак, эксперимент был закрыт. Наверное, для того, чтобы через 15 лет, не вспоминая о нем и не спрашивая совета у психологов, в обязательном порядке усадить за школьные парты всех шестилеток! И не в том щадящем детсадовском режиме, который был принят во время эксперимента, а на полную катушку, по-взрослому. С отметками, домашними заданиями, 45-минутными уроками и без всяких «тихих часов».
«…В естественных условиях развития детей дошкольного возраста разнообразные формы игровой активности являются фактором развития творческих способностей. Переступая порог школы, в связи со сложившейся организацией системы обучения в ней дети утрачивают возможности дальнейшего развития творческих способностей…». И.Аршавский, Институт биологической физики, Пущино.
Страдают дети, едва высиживая по 45 минут за партами и теряя драгоценное время для игр. Страдают родители, пытаясь заставить ребенка справиться с непосильными для него домашними заданиями. А то ведь отстанет! Страдают учителя начальной школы… Когда я советовалась со своими знакомыми учителями, отдавать ли в школу свою дочь в 6 лет, все сказали: «Ни в коем случае!»
«…Семилетние дети были разделены на две группы: в первую входили дети, поступившие в первый класс с семи лет, во вторую – с шести лет. Оценку физического состояния детей давали по комплексу сомато- и физиометрических показателей и по характеру реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку. Установлено, что дети, начавшие обучение с шестилетнего возраста, по ряду показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем уступают своим сверстникам, поступившим в школу в семь лет». Э.Комарчик, Э.Новожилова, И.Воронова, Коми педагогический институт, Сыктывкар.
И все-таки – каждый случай особенный! Надо смотреть на своего ребенка – умеет ли он сосредотачиваться, сколько времени может просидеть за одним занятием, не прерываясь, есть ли у него интерес к учебе.
…Уже прекрасно зная все, что здесь написано, одну из своих дочерей, я отдала в школу в 6 лет. Просто Катя очень сильно хотела в школу! Никакие уговоры не помогали – и я сдалась. Мы выбрали школу искусств, где после уроков ребята занимались музыкой, театром, рисованием. Надо сказать, что учиться в первом классе было очень тяжело! В 7-8 вечера ребенок сваливался спать, потому что сил не было. Но Катя – очень настойчивая девочка. Она училась и упорно преодолевала трудности. К тому же она уже хорошо умела читать, неплохо соображала по математике. А вот с письмом было тяжко: каракули неокрепшей лапкой – сниженные оценки за неаккуратность – удары по самолюбию… Младшая – Даша – в 6 лет к школе была не готова и совершенно не рвалась. Она хотела играть, а не учиться, поэтому прекрасно прожила этот год в садике, пошла в первый класс в 7 – и мы никуда не опоздали.
«…Установлено, что физическое развитие детей, начавших обучение с шести лет, в течение первых двух лет обучения несколько выше, чем у детей, пришедших в школу с семи лет. Однако у шестилеток к четвертому классу возрастает количество детей с дисгармоничным физическим развитием. У шестилеток на первом году обучения происходят изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы, характерные для утомления: повышение артериального давления и снижение частоты сердечных сокращений. Изучение динамики умственной работоспособности показало, что к началу второго года обучения все ее показатели у шестилеток выше, однако к концу года семилетки опережают шестилеток в умственной работоспособности. Обучение с шести лет не имеет существенных преимуществ, а в некоторых случаях даже наносит ущерб физическому развитию и здоровью». И.Сахарова, Н.Развожаева, Г.Атрощенко,
Педагогический институт, Пенза .
Еще можно добавить, что лучше шестилеток, как ни странно, воспринимают учебу пятилетние дети. Они готовы жадно схватывать все новое, и пятилетка в первом классе очень часто успевает лучше своих товарищей-шестилеток.
В статье использованы цитаты из сборника тезисов, выпущенного в 1990 году НИИ физиологии детей и подростков по результатам IV Всесоюзной конференции «Физиология развития человека».
Фото Натальи Машкович, Евгении Бобковой